Елена Юферова: «Дошкольное образование должно быть частью государственной политики» (Иваново)

Проблема нехватки мест в детских садах стала притчей во языцех. К любым новостям на эту тему интерес повышенный: ведь каждый родитель с тревогой прикидывает собственные шансы на устройство чада в дошкольное учреждение. Есть ли движение в этой сфере? Об этом мы говорим с начальником управления образования администрации города Иванова Еленой Юферовой.
- Елена Александровна, какова ситуация на данный момент?
- К сожалению, мест в детских садах по-прежнему не хватает: в Иванове на 100 детей, которых родители хотят устроить в детский сад, приходится 86 мест. То есть охват составляет 86%. Показатель по России — 62,1 %, во многих регионах ситуация гораздо хуже, чем у нас. Причины известны: в 90-е годы многие предприятия избавлялись от своих детских садов, а муниципалитет из-за нехватки средств не мог приобретать эти здания. Строительства же в последние годы практически не было. Детский сад №11, который был сдан в прошлом году, строился 17 лет. К тому же сейчас многие родители стремятся отдать детей в детский сад с 1,5 лет. Ведь только до этого возраста выплачивается приемлемое пособие. Для мам, которые воспитывают детей в одиночку, место в детском саду – это жизненная необходимость.
- В последние годы власти постоянно говорят о мерах, принимаемых для решения проблемы. Почему же не ощущается результата?
- Сделано действительно немало. Уже в начале 2000-х годов органы управления образования осознали всю серьезность проблемы. В то время, когда рождаемость была низкой, в муниципальных детских садах были размещены первые классы школ, оборудованы изостудии, спортивные залы, театральные мастерские. Все эти помещения мы начали вновь освобождать под группы. Конечно, развивающая среда очень важна. Но мы не можем жертвовать интересами детей, которые вообще не попали в сад. За 2,5 года было оборудовано более 50 дополнительных групп. Но сейчас этот резерв почти исчерпан: в следующем году мы откроем еще 5-6 групп, и это все. Еще одна возможность – это реконструкция зданий, где когда-то были детские сады. Сейчас реконструируется здание сада №47, в котором располагался третий корпус лицея №22. Это недешево: уже выделено 7 млн рублей, планируется еще 12 млн. Требуется полная замена отопления, полов, электрики, системы водоснабжения, нужно оборудовать кухню, медблок. Объекты под реконструкцию еще есть, но их немного – буквально одно-два здания. Строительство новых детских садов — это наиболее затратный, но вполне эффективный путь. И здесь заметно некоторое движение. Введен в эксплуатацию сад №11, заложен сад на ул. Пролетарской. Детские сады строятся и силами инвесторов, например, в микрорайоне Московский (два садика на 120 и 140 мест), в Суховке-2 (детский сад на 240 мест). Возможно, эта практика будет продолжена. Строительство детского сада на 140 мест обходится примерно в 100 миллионов рублей, и за счет городского бюджета невозможно строить много детских учреждений, как это делается, например, в Москве. Но и в Москве, где строится по 95-100 детских садов в год, по последним данным в очереди в детские сады стоит 33 тысячи человек. В Иванове за два года создано 1 500 дополнительных мест, но мы лишь удержали процент охвата на уровне 86%. Очередь не уменьшилась: примерно 1 600 детей трехлетнего возраста ожидают места в детском саду.
- Проявляет ли активность частный бизнес?
- Предложений по открытию детского сада от частных лиц пока нет. Это хлопотно и малорентабельно. Даже люди, располагающие средствами, стремятся отдать ребенка в обычный детский сад. Поэтому мы рассчитываем только на себя, на свои силы и свои резервы.
- Два года назад был введен новый принцип комплектования дошкольных учреждений – через управление образования. Как он себя показал?
- Мы собирались таким образом, во-первых, получить полную картину – в каких районах наиболее острая ситуация с детскими садами (выяснилось, что это, прежде всего, центр и Сортировка), а во-вторых, обеспечить принцип социального равенства. Когда комплектацией занимались заведующие детских садов, это был во многом конкурс кошельков. Сейчас мы эту ситуацию преодолели. Направление управления образования в дошкольное учреждение дает стопроцентное право на место в детском саду. Конечно, родителям могут предложить как-то помочь саду. Это право родителя. Но если такой возможности нет, никто не может препятствовать устройству ребенка в детский сад. Это грубейшее нарушение, и по каждому такому случаю мы готовы разбираться. Но пока подобных сигналов не поступало.
- В последнее время большое недовольство вызывает то, что направление в сад многим дают только с трех лет…
- Да, это действительно так. Если бы мы вообще принимали в детские сады только с трех лет, проблему очередей удалось бы полностью решить (по крайней мере, на нынешнем этапе). Во всех районах остаются ясельные группы, но их все меньше, и устроить туда ребенка очень сложно. Выход я вижу один – на государственном уровне повысить пособие по уходу за ребенком до трех лет. Иначе получается так: те, кто устроил ребенка в сад, получают право на компенсацию 20% оплаты за первого ребенка, 50% за второго и 70% за третьего. А те, кто не получил места, не имеют ничего – ни садика, ни компенсации. Каково состояние этих людей? В некоторых регионах, например, в Ярославле, тем, кто не попал в детский сад, выплачивается компенсация – 500 рублей в месяц. Я считаю, что это не решение проблемы. Для семьи деньги небольшие, а средства бюджета распыляются. В Москве сейчас также просчитывают возможную компенсацию родителям, которым не удалось устроить ребенка в детский сад. Предполагаемая цифра – 52 000 рублей в год. Но Москва – это государство в государстве. У нас же молодые мамочки, особенно одинокие, остаются наедине со своими проблемами. Мы можем предложить им устроиться на работу в сад. В этом случае мы возьмем ребенка без очереди. Такие случаи уже есть. Но на должность воспитателя мы не можем взять без педагогического образования, чтобы не загубить всю систему дошкольного образования.
- Как же все-таки решается проблема с кадрами?
- С трудом. Воспитатель в среднем получает около 5 500 рублей. Отсюда – нехватка молодых специалистов. В целом в системе образования их всего 2%, в садах молодых воспитателей можно пересчитать по пальцам. В том же детском саду №11 простаивает шесть оборудованных групп – нет воспитателей. Мы стараемся повысить престиж профессии: введены региональные и муниципальные надбавки к заработной плате (для воспитателей они составляют 1 400 рублей, для остального персонала – 500-800 рублей), ежегодно 50 воспитателей получают гранты главы города в размере 20 тысяч рублей. Но эта ответственная работа на государственном уровне не оценена должным образом.
- Может ли сегодня сложиться ситуация, что в школу пойдут дети, вообще не попавшие в сад?
- Нет, такого не будет. В крайнем случае, дети будут проходить через группы предшкольной подготовки при школах и учреждениях дополнительного образования или через группы кратковременного пребывания в детских садах. Если бы речь шла только об образовательных программах, проблем бы не было. Такие услуги (в том числе и бесплатно) готовы оказать многие учреждения. Но родителей интересует возможность оставить ребенка на полный день, а для этого нужны помещения, которые должны быть соответствующим образом оборудованы, нужны кадры.
- Кто имеет льготы при устройстве в детский сад?
- Дети из многодетных семей, дети чернобыльцев, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети работников органов внутренних дел, прокуратуры, судов. Но и льготная очередь уже тоже стала очередью.
- На обывательском уровне многие рассуждают так: у нас 124 детских сада, в очереди стоит 1600 детей. Если распределить всех детей по садикам, проблема решится…
- Поверьте, всех, кого можно было распределить, уже распределили. Сады и так работают за пределами возможностей. Каждый ребенок – это кроватка, шкафчик, все это куда-то нужно ставить. За переполнение групп заведующих штрафует Роспотребнадзор. За каждым из детей нужно уследить. В результате еще большего уплотнения мы, скорее всего, получим не освобождение от очередей, а детский травматизм и массу заявлений об уходе.
- Пытаясь обеспечить ребенку место в детском саду, родители кидаются в крайности, стремятся встать в очередь чуть ли не до рождения малыша. Когда нужно обратиться в управление образования, чтобы не опоздать?
- Сначала нужно придти за талоном-приглашением на прием. Это делается в августе (для тех, кто родился в первом полугодии) и в январе (для тех, кто родился во втором полугодии). Очень важно не пропустить число и время приема, иметь с собой необходимые документы: свидетельство о рождении, копию паспорта, справку о прописке ребенка. Нужно заранее составить для себя список приоритетных детских садов, чтобы не тратить на это драгоценное время.
- В письмах в управление образования люди спрашивают: как же так, в России идет год семьи, а мы не можем устроить ребенка в детский сад. Что можно на это ответить?
- Что дошкольное образование должно стать частью продуманной государственной политики. Если мы сейчас загубим дошкольное образование, то у нас будут серьезные проблемы с безнадзорностью, подростковой преступностью, да просто успеваемостью в школах. Но пока должного внимания к этой сфере мы не ощущаем.

Марина Москалева (текст)

http://www.chastnik.ru/info.html?section=30&id=28164&module=6