Совет МСУ по образованию 01.02.08г, выступление первого вице-премьера Д.Медведева

Из стенограммы
заседания Совета по развитию местного самоуправления
1 февраля 2008 года
Новочеркасск

Д.МЕДВЕДЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

Хотел бы несколько слов сказать на тему эффективности расходов в сфере школьного, дошкольного и дополнительного образования. Эта проблема, откровенно говоря, актуальна и вообще для всей социальной сферы в целом, но хотелось бы заметить, что вообще-то мы уже реально на образование тратим по стране очень значительные средства. Давайте вдумаемся: в 2008–2009 годах совокупные расходы на образование в стране составят существенно больше двух триллионов рублей. Еще пять лет назад об этом и помыслить было невозможно. Это все расходы: естественно, и федеральные, и региональные, и муниципальные, и частные расходы. Поэтому здесь есть что оптимизировать и есть в чем наводить порядок.

По нашим оценкам, общие неэффективные расходы, выделяемые в рамках тех расходов, которые осуществляются по школьному, дошкольному и дополнительному образованию, составляют до одной третьей. То есть это как раз та цифра, которой мы можем оперировать. Но при этом мы понимаем, что за последнее время было кое-что сделано в рамках национального проекта, и такие точечные меры сработали (о чем говорили коллеги в своих выступлениях).

В то же время у нас при общем увеличении расходов на образование в ряде случаев происходит уменьшение расходов на развитие самой сети, на развитие материально-технического оснащения, на развитие кабинетов, то есть собственно той базы, на которой происходит подготовка специалистов. И поэтому вопросы оптимизации, эффективности расходов выходят на передний план.

Какие принципы, какие основные позиции здесь, наверное, следовало бы отметить? Я отмечу пять. Первое: совершенно очевидно, что выгоды от оптимизации (то есть средства от оптимизации) не должны отниматься, а должны именно идти на развитие образования, на заработную плату учителям, на поддержку самой сети. Только в этом случае эта мера сработает. Кроме того, у нас есть определенная цель, о которой достаточно часто сейчас говорится – о том, чтобы подтянуть средний уровень зарплат, которые получают работники в социальной сфере, до среднего уровня заработной платы в регионе.

Второй принцип – это создание особых стимулов для оптимизации расходов, потому как если мы такие стимулы для школ, для детских дошкольных учреждений и, собственно, для воспитателей и педагогов не дадим, то наши попытки каким-то образом упорядочить эту работу – они обречены на провал.

Третья важная вещь – мы наработали достаточно неплохой, на мой взгляд, опыт в рамках процедуры комплексных проектов модернизации, которые проходят в довольно значительной части регионов. Мы об этом не должны забывать, и, наоборот, основные позиции, которые там были подготовлены, все методические рекомендации мы должны шире внедрять и в других территориях, и в других муниципалитетах. У нас несколько было в этом смысле уровней: были такие регионы совсем продвинутые, которые с самого начала рассматривались как модельные (их, по сути дела, три – это Москва, Петербург и Тюменская область), регионы, в которых проходят комплексные проекты, и все остальные. Вот нам нужно выдвигаться ко всем остальным.

Еще одна позиция очень важная, еще один принцип – это принцип непрерывного повышения квалификации всех педагогов, всех воспитателей, которые работают в дошкольной, школьной сети и сети детских учреждений дополнительного образования, потому как мы понимаем, что дополнительные деньги должны приходить лучшим.

Ну и, наконец, пятый принцип – это принцип использования различных моделей в системе дошкольного и школьного образования, то, о чем коллеги в своих выступлениях тоже говорили. Очень отрадно, что ряд институтов, которые еще некоторое время назад у нас просто рассматривались как «бумажные», неработающие организационно-правовые модели, сегодня заработали (то, что Евгений Владимирович [Куйвашёв, глава администрации Тюмени] рассказывал и другие коллеги, и Сергей Герасимович [Митин, губернатор Новгородской области] тоже). Поэтому и автономные некоммерческие организации, автономные учреждения должны занять свое достойное место при подготовке новой, более оптимизированной системы работы в школьном и дошкольном образовании. Я, кстати, не исключаю, что и еще один институт, такой как целевой капитал, – он, может быть, более крупный, более сложный, но если мы возьмем, допустим, несколько школ, то можно создавать и межшкольные фонды целевого капитала. Куда будут вноситься денежные средства, в том числе и выпускниками этих школ. Мы знаем с вами, что использование этих средств не облагается налогом для самих образовательных учреждений и может послужить достаточно неплохой основой для развития школьной сети.

Вот эти пять позиций, как мне представляется, могли бы быть положены в основу оптимизации работы по расходам в сети школьного, дошкольного и дополнительного образования.

И еще одна тема, которую хотел бы затронуть, – она позитивная абсолютно: у нас буквально вчера были подведены итоги по конкурсу, касающемуся экспериментов в отношении школьного питания. Заявки поступили от 37 регионов, 14 регионов признаны победителями: это Татарстан, Тамбовская область, Санкт-Петербург, Калужская область, Ставропольский край, Оренбургская область, Алтайский край, Кемеровская область, Краснодарский край, Липецкая область, Ростовская область, Калининградская область, Красноярский край и Пензенская область. Эти регионы будут получать дополнительную финансовую подпитку как за счет средств федерального бюджета (на два года мы запланировали миллиард рублей федеральных средств), и не менее двух миллиардов – это другие инвестиции: муниципальные, региональные и частные. Таким образом, за два года предполагается в эту программу вложить не менее трех миллиардов рублей. Вся эта программа будет направлена на обеспечение качественным питанием более четырехсот тысяч школьников. В ее основе будут проведены реконструкция и замена оборудования в школьных столовых, пищеблоках, строительство школьных базовых столовых и современных комбинатов питания. Это тоже очень важная проблема и для детского дошкольного образования, и для школьного образования. Так что в этом смысле движение есть.

И последняя, может быть, такая тоже приятная информация: сегодня Росстат опубликовал цифры (он просто радует: и вчера хорошую цифру опубликовал, и сегодня) о том, что в 2007 году были достигнуты лучшие показатели рождаемости за последние 25 лет, то есть даже за советский период, который мы считали относительно благополучным и хорошим. Это результат той программы, Владимир Владимирович, которую Вы инициировали, и нашей совместной работы.

http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2238_type63378type63381_159050.shtml