Совет МСУ по образованию, 01.02.08г, выступление депутата гордумы Ульяновска М.Беспаловой

Из стенограммы
заседания Совета по развитию местного самоуправления
1 февраля 2008 года
Новочеркасск

М.БЕСПАЛОВА: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович! Добрый день, уважаемые участники сегодняшнего Совета!

Буду говорить о дополнительном образовании и, наверное, о тех самых стандартах и нормативах. Сложившаяся в России система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом в развитии способностей обучающихся. Система дополнительного образования обладает свойствами открытости, мобильности, гибкости. Это позволяет ей быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, обеспечить индивидуальный темп обучения.

Эта система в какой-то период, прошедший период, претерпевала кризис, и на сегодняшний день мы пришли к тому, что эта система должна быть в обязательном порядке, и во многих, практически во всех регионах и муниципальных образованиях эта система начала развиваться, причём хорошими темпами. Но есть определённые проблемы. На сегодняшний день можно выделить две главные проблемы развития системы дополнительного образования на муниципальном уровне, которые, на мой взгляд, препятствуют улучшению качества предоставляемых услуг.

Специфика реализации муниципалитетом полномочий по организации дополнительного образования заключается в факультативном характере предоставления потребителям соответствующих образовательных услуг, но, к сожалению (на мой взгляд, к сожалению), в законодательстве Российской Федерации отсутствует требование об обязанности предоставления всеобщего бесплатного дополнительного образования. И как следствие – финансирование дополнительного образования производится по остаточному принципу, потому что в муниципалитетах на сегодняшний день (мы все с вами знаем) недостаток финансирования существует.

Отсутствует система мотивации и стимулирования работников отрасли дополнительного образования по повышению качества и результативности предоставления услуг, к чему мы должны на сегодняшний день стремиться. В условиях ограниченности финансовых ресурсов на нужды дополнительного образования встаёт вопрос о более эффективном и экономном расходовании существующих объёмов бюджетного финансирования. Особенно это актуально для сельских поселений.

Специфика и особенности дополнительного образования.

Во-первых, услуга дополнительного образования содержит множество направлений образовательной деятельности: это и физкультурно-спортивное, туристическо-краеведческое, художественно-эстетическое, техническое, биолого-экологическое, музыкальное. Все эти направления имеют свои поднаправления. Мы с вами тоже об этом прекрасно знаем.

Во-вторых, финансирование услуги по дополнительному образованию не одинаковое.

В-третьих, не одинаковое качество предоставления дополнительных услуг: какие деньги – такая и услуга. Естественно, неоднородно и множество поставщиков этих услуг.

В-четвёртых, существующая организация муниципальной системы дополнительного образования характеризуется наличием разноуровневой ведомственной подчиненности муниципальных учреждений дополнительного образования, что не позволяет выработать единую образовательную политику развития дополнительного образования.

Возможные способы решения обозначенных проблем развития муниципальной системы дополнительного образования.

Первое – это выбор оптимальных организационных моделей, предоставление муниципальных услуг в сфере дополнительного образования. Выбор инструментария финансового обеспечения соответствующих организационных моделей.

Исходя из обобщения опыта муниципалитетов и накопленной практики возможно рассмотрение следующих организационных вариантов предоставления указанных услуг.

Первое – это предоставление муниципальных услуг в сфере дополнительного образования по принципу «одна бесплатная муниципальная услуга – один потребитель». Стоимость услуги в каждом конкретном случае будет устанавливаться индивидуально в зависимости от направления дополнительного образования, а выравнивание стоимостных параметров в перерасчёте на одного потребителя будет осуществляться через формирование различных условий и периодичность посещаемости кружков или занятий.

На данном этапе возможно применение элементов стандартизации соответствующих муниципальных услуг в целях определения минимальных требований к их качеству и, естественно, ресурсной обеспеченности. Все дополнительные требования, минимально гарантированные к финансированию за счёт средств бюджета муниципального образования, предлагается финансировать за счёт средств потребителей.

Второй вариант – рассмотрение муниципальных услуг в сфере дополнительного образования как социально значимых и бесплатное предоставление их только отдельным социальным категориям потребителей.

Третий вариант, третье предложение, оно у нас сегодня очень актуально, – это бюджетная поддержка отдельных учреждений, реализующих программу о дополнительном образовании детей через систему целевых грантов. Это сегодня настолько актуально. Даже на примере своей области мы убедились: созданные советы при учреждениях дополнительного образования, попечительские советы, управляющие советы позволили привлечь как бизнес, так и предприятия в эту деятельность и способствовали принятию участия этих учреждений в конкурсах, грантах, подготовке документации и прочее. То есть взрослые уже стали более активно принимать участие в этом. Наверное, назрела необходимость. Считаю, что этому направлению можно уделить особое внимание и его развивать. А в механизме финансирования системы дополнительного образования, считаю, необходимо нормативно-подушевое бюджетное финансирование, об этом сейчас очень много говорится. Но, к сожалению, не везде это применяется.

Финансирование по программному методу через систему целевых грантов. Нормативный подход финансирования позволяет сформировать достаточно эффективную и прозрачную систему финансового планирования и контроля и вовлечь в процесс предоставления услуг немуниципальные образовательные учреждения через механизм формирования муниципального заказа. Для этого потребуется разработка комплекса нормативно-правовых документов по предоставлению услуг в системе дополнительного образования, включая правила и порядок организации системы персонифицированного учёта потребителей соответствующих образовательных услуг на территории каждого муниципального образования индивидуально.

Таким образом, чёткое определение финансовой ответственности бюджета муниципального образования по организации предоставления услуг для детей на территории муниципалитета предполагает определение и выбор организационных моделей предоставления указанных услуг, разработку методических рекомендаций по формированию сети учреждений дополнительного образования детей на территории муниципалитета с учётом реальной потребности и обеспеченности, формирование системы персонифицированного учёта детей на территории муниципалитета, разработку правил организации соответствующего учёта и разработку проекта муниципально-правовых актов под каждую конкретно выбранную к реализации на территории муниципалитета организационную модель построения системы дополнительного образования.

Предварительный анализ по эффективности разрабатываемых мероприятий показывает, что потенциальная экономия бюджетных средств от внедрения в практическую реализацию новых организационных моделей построения систем составляет порядка 18–20 процентов от фактических расходов бюджета муниципального образования на реализацию полномочий по предоставлению услуг по дополнительному образованию. Эти средства возможно направить на стимулирование работников образовательной отрасли и повышение качества образовательных услуг в системе дополнительного образования муниципалитета.

Вот такая короткая информация. Она более приемлема на сегодняшний день, востребована, на мой взгляд, это в сельских поселениях, потому что в городских округах, муниципальных районах и городских поселениях это сегодня более или менее, так скажем, на достойном уровне, нежели в сельских поселениях.

http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2238_type63378type63381_159050.shtml