Совет МСУ по образованию 01.02.08г, выступление главы ЗАТО Снежногорск Ю.Юрлина

Из стенограммы

заседания Совета по развитию местного самоуправления

1 февраля 2008 года
Новочеркасск

Ю.ЮРЛИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета! Участники заседания!

Моё выступление будет несколько другое, потому что оно обозначено тревогой сохранения того, что достигнуто в закрытых административно-территориальных образованиях ранее с помощью федерального центра.

Назову основные проблемы, которые сегодня обозначились в связи с административной реформой и разграничением расходных полномочий. Кто не знает, что такое ЗАТО? Их у нас 42 – закрытых территориальных образования. Все они сегодня являются, согласно 31-му Федеральному закону, городскими округами. Они расположены в 22 субъектах – от Вилючинска (Камчатский край) до Заозёрска (Кольский полуостров). В них проживает около 1,5 миллиона человек. Как правило, это удаленные территории со специфическими задачами и особыми условиями проживания. Всё лучшее, что было сделано для инфраструктуры и для жителей ЗАТО, – результат пристального внимания федерального центра и особого порядка финансирования, который был до 2006 года.

В ЗАТО создана развитая сеть образовательных учреждений культуры, спортивно-оздоровительных учреждений здравоохранения и социальной защиты. Они изначально создавались как единый комплекс для повышенной бюджетной обеспеченности и социальных гарантий жителям закрытых городов, предусмотренных законом о ЗАТО. При этом все функции по управлению этим комплексом традиционно концентрировались в одних руках. В ходе административной реформы специфика управления ЗАТО как социально-экономическими комплексами федерального значения не была до конца осмыслена, ЗАТО включены в новую схему разграничения расходных полномочий между бюджетами разного уровня. Уже третий год ЗАТО живут в условиях новых межбюджетных отношений и проводимой в соответствии с 31-м Федеральным законом политики бюджетного выравнивания. В связи с этим с кругом оставленных за ними полномочий ЗАТО оказались лишёнными возможности содержать в прежнем виде указанный комплекс учреждений, сохранять на уровне не ниже прежнего качество оказываемых населению социальных услуг.

После перехода на новую систему финансирования капитальный и текущий ремонт учреждений образования полностью лёг на плечи муниципалитетов. Пока держимся на том, что было сделано на средства федеральной казны, но уже скоро это будет серьёзной проблемой, так как возможности ЗАТО пополнять местный бюджет малы, поскольку особый статус ЗАТО ограничивает привлечение инвестиций для развития территорий.

Содержание дошкольных образовательных учреждений полностью финансируется из средств местного бюджета. Здесь по той же причине возникают проблемы. Например, в Мурманской области с 1 января на 20 процентов увеличена заработная плата работников детских дошкольных учреждений, но половина должна быть выделена из муниципального бюджета. Высокодотационному городу, чтобы выкроить эти деньги, приходится оголять другие социально значимые направления. В рамках комплексной модернизации образования мы сейчас вплотную подошли к реорганизации школ. Нормативно-подушевое финансирование – благо для больших образовательных учреждений. Малочисленные школы вынуждены сокращаться. Трудоустроиться сокращенным в ЗАТО очень сложно.

К чему я это говорю? У нас есть, особенно в городах ЗАТО Минобороны, программа по отселению в среднюю полосу. Но из-за сегодняшних цен на жильё в средней полосе мы не успеваем, то есть объём выделяемого или построенного жилья становится гораздо меньше, чем строили раньше. Здесь стоит вопрос о том, чтобы суммы выделенных субвенций населению, жителям ЗАТО из отдаленных территорий, увеличились.

В учреждениях дополнительного образования после перехода на новую систему финансирования наблюдается устойчивая тенденция к сокращению ряда объединений и секций, требующих повышенных материальных затрат. Как правило, это секции для подростков, старшеклассников, например по картингу, теннису, туристические, краеведческие и тому подобные. Мы наблюдаем, как активно сооружаются крытые стадионы и спортивные площадки в средней полосе и с сожалением констатируем, что в ЗАТО такие возможности ограничены.

Уровень социальных гарантий в ЗАТО способствует тому, что рождаемость у нас увеличивается. В дошкольных учреждениях ЗАТО численность воспитанников превышает норму. Особенно увеличивается рождаемость тех ЗАТО, где запретили ночную торговлю спиртным, потому что мужчины увидели, что есть ещё рядом и объект, которым нужно действительно заниматься вплотную.

В связи с остротой проблемы во исполнение поручения Президента в Правительстве был разработан проект Федерального закона о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», который был согласован большинством заинтересованных федеральных ведомств и субъектов Российской Федерации. Проект содержит нормы, уточняющие особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО, декларированные 80-й статьёй 131-го закона. Перечень передаваемых органам местного самоуправления ЗАТО отдельных государственных полномочий определяет особенности межбюджетных отношений и раскрывает понятие общей социальной компенсации, устанавливаемой гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО.

Моё предложение и предложение всех ЗАТО – вернуться к конструктивному завершению этого документа. То есть он сегодня есть и в Правительстве, он разработан под эгидой Минрегиона, все документы есть. Сегодня нужно обязательно вернуться к нему, чтобы не потерять то, что уже создано в ЗАТО.

Это проект федерального закона о внесении изменений в закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании». Он был при Яковлеве разработан, то есть надо сейчас просто восстановить всё и довести до логического завершения. А мы со своей стороны все необходимые меры на местном уровне применяем, чтобы всё сохранить. Допустим, наш город Снежногорск –небольшой: 15 тысяч населения. Сегодня функционируют пять детских садов (мы полностью обеспечены детскими садами), и два сада сегодня стоят в так называемом горячем резерве: один – центр дополнительного образования, другой – дом детского творчества. В любой момент можем перевести в режим детского сада, учитывая то, что выполняем демографическую программу Президента.

Мы должны быть в конечном итоге подконтрольны федеральному центру, учитывая, что сегодня задачи в ЗАТО выполняются федеральные. Конечно, в ЗАТО был гораздо выше уровень и образования, и обеспеченности. Выравниваем сегодня другие муниципальные образования – у нас понижается уровень. Сегодня всё-таки надо оставить то внимание, которое было до 2006 года именно в финансовом плане.

http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2238_type63378type63381_159050.shtml