Совет МСУ по образованию 01.02.08г, выступление главы Тюмени Куйвашёва

Из стенограммы

заседания Совета по развитию местного самоуправления

1 февраля 2008 года
Новочеркасск

Ю.КУЙВАШЁВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники Совета!

Действительно, начиная с 2000 года в Тюмени мы констатировали рост проблем в системе дошкольного образования. Показатель охвата детей дошкольного возраста, дошкольного образования оказался низким. В 2002 году 57 процентов детей получали необходимые услуги. Между тем спрос значительно превышал предложение: нехватка мест в детских садах, отсутствие эффективного внутриучрежденческого администрирования, в целом пассивность самой системы. В чём причина данной проблемы?

Одна из причин, что традиционно данные услуги предоставляются в основном бюджетными учреждениями, финансируемыми по сметному принципу, сохраняя планирование затрат от фактически достигнутого уровня, стимулируя руководителей предприятий на постоянное увеличение смет, затрат и расходов без привязки к результатам труда. Кроме того, педагогические работники в дошкольных учреждениях имели самую низкую в среднем заработную плату в отрасли, что влекло за собой низкую мотивацию и соответственно уменьшение качества и объема предоставляемых услуг.

Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что прежде всего необходимо изменение финансово-экономического механизма в сфере дошкольного образования. В условиях действия Бюджетного кодекса, когда все дополнительные доходы в муниципальные учреждения зачислялись в местный бюджет, шёл поиск вариантов управления, при которых появлялась бы мотивация к улучшению деятельности и повышению заработной платы. Для этого была предложена новая схема финансирования дошкольных учреждений, выделена гарантированная бесплатная дошкольная образовательная услуга и услуга по воспитанию. Дошкольная образовательная услуга рассчитывалась на основе единых нормативов финансирования, установленных на областном уровне для всех детей в возрасте от трёх до семи лет. Дополнительно местному бюджету компенсировались расходы по воспитанию и уходу за детьми, исходя из фактического количества мест в дошкольных учреждениях. Данные условия позволили создать дополнительные возможности для формирования муниципалитетов социального заказа в системе дошкольного образования и его размещения в более развитой конкурентной среде.

Исходя из необходимости предоставления учреждениям дошкольного образования хозяйственной самостоятельности в условиях отсутствия федерального закона об автономных учреждениях, в 2005 году для детских садов мы избрали такую форму, как автономные некоммерческие организации. Автономные некоммерческие организации имели право самостоятельно определять штатное расписание, смету расходов, тем самым возможность повысить мотивацию работников за качество труда. База была рассчитана на образовательную услугу, гарантированную государством, определялась на областном уровне, а всё, что касалось содержания, то из расчёта количества мест в детских садах, то есть по факту. Мы давали им эти деньги и давали одновременно права по распоряжению этой суммы. Они сами определяли количество работников, количество технического персонала, сколько денег нужно тратить на ремонт, и так далее. Более того, при каждом образовательном учреждении дошкольного образования существовал попечительский совет, управляющий совет, который и выносил решение о премировании, стимулировании каждого сотрудника дошкольного учреждения. Попечительский совет состоит из родителей, из преподавателей, естественно, и по предложению администрации детского сада. И руководители автономных некоммерческих организаций тем самым стали работать в новых условиях хозяйствования, постепенно превращаясь из заведующих хозяйством в отраслевых менеджеров.

Отсутствие в федеральном законодательстве норм, напрямую регулирующих оказание социальных услуг в автономных некоммерческих организациях, и принятие федерального закона об автономных учреждениях позволило нам начать в конце прошлого года внедрение в системе дошкольного образования такой организационно-правовой формы как автономное учреждение. Мы видим, что существенное преимущество в сравнении с традиционными учреждениями имеет автономное учреждение.

Прежде всего речь идет об уровне финансовой и хозяйственной самостоятельности учреждения. Имея гарантированное задание от муниципалитета – расширяется возможность распоряжения доходами от собственной деятельности. Форма автономного учреждения предусматривает больший объём ответственности учреждения по своим обязательствам, при этом имущество, как и прежде, остаётся муниципальным.

Федеральный закон об автономных учреждениях предусматривает финансовое обеспечение услуг, оказываемых автономным учреждением, в форме субсидий на выполнение муниципального задания. Муниципальное задание позволяет нам сформулировать требования к объёму и качеству оказываемых услуг с учётом достигнутого уровня. Объём задания определяется, прежде всего, исходя из количества мест в дошкольных учреждениях. В целях создания условий для максимального обеспечения конституционных прав, гарантий дошкольного образования мы продолжаем размещать муниципальный заказ на дошкольную образовательную услугу на всех детей в возрасте от трёх до семи лет.

Таким образом, в результате проведённых преобразований наметилась положительная тенденция. В систему дошкольного образования вовлечены не только дошкольные учреждения, но и, как было ранее сказано, школы и другие организации. Родители получили возможность выбора формы воспитания ребёнка в организациях различных форм. Внедрены новые формы организации дошкольного образования и подготовки ребёнка к школе.

Приоритетным остается и обеспечение вариативности услуг. Это касается и режима работы дошкольных организаций, и расширения форм оказания социальных услуг. Открыты группы кратковременного пребывания: дежурные, вечерние группы и группы выходного дня. Дошкольные учреждения научились определять виды и объёмы дополнительных образовательных, сервисных услуг, ориентируясь на реальные запросы родителей. Дополнительно привлекаемые средства направляются учреждениями на стимулирование труда педагогов и укрепление материально-технической базы.

Каждый год мы увеличиваем места в дошкольных учреждениях прежде всего за счет рационального и эффективного использования самих детских садов, расширения возможности других образовательных учреждений. Использование по целевому назначению типовых зданий детских садов, вовлечение свободных площадей не требует больших финансовых затрат. Но все-таки в Тюмени, как и в других городах, мы наблюдаем рост рождаемости, и с каждым годом становится всё большим дефицит мест в дошкольных учреждениях. Предложены формы строительства на первых этажах новых кварталов, новых учреждений. Пусть они будут называться не детские сады, а комнаты пребывания. Если мы хоть чуть-чуть окажем государственную поддержку этим учреждениям, мы сможем существенно закрыть постоянно нарастающие проблемы дефицита мест в детских садах. Достаточно посмотреть опыт других стран, той же Германии, где в каждом дворе существует семейный детский сад. Он совсем, может быть, не похож на наш стандартный типовой детский сад, но он отвечает всем требованиям.

Остается и другая проблема – переделка построенных, уже стоящих микрорайонов. Санитарные нормы и требования не позволяют нам этого сделать. И здесь бы хотелось тоже обратить на это внимание, для того чтобы возможно было размещать в тех же квартирах детские мини-сады. Если мы, еще раз повторю, окажем минимальную поддержку со стороны государства, нам было бы очень удобно преодолевать проблему с нехваткой мест в детских садах. Но в целом всё то, что мы делаем, не сказывается на уровне обеспечения детей гарантированными дошкольными образовательными услугами, где мы стремимся к достижению оптимальных целей.

В условиях конкурентной среды для нас становятся важными не только количественные, но и качественные результаты дошкольного образования. У нас появилась реальная возможность привлечь для оказания дошкольных образовательных услуг более квалифицированные кадры, новые образовательные программы. Это способствует гармоничному развитию детей и повышению их готовности к школе.

Другим показателем качества услуг для детей дошкольного возраста является уровень здоровья, физической подготовленности воспитанников. В дошкольных учреждениях расширяется применение здоровьесберегающих технологий – программ здоровья. У детей формируются первичные навыки здорового образа жизни, системная подготовка к школе и системная привычка заниматься физкультурой и личной гигиеной. Мы полагаем, что в будущем сложившиеся в Тюмени тенденции в системе дошкольного образования позволят нам достичь большего социального и экономического эффекта, обеспечить динамичное развитие рынка данных услуг.

В заключение мне бы хотелось сказать, что буквально перед самим Советом мы проводили так называемую деловую игру, где участниками были как руководители дошкольных образовательных учреждений, так и приглашённые родители. Когда уже в процессе самой работы мной был задан вопрос, есть ли желание перейти обратно в ту старую, забытую организационно-правовую форму, как муниципальное учреждение, то ни одна автономная некоммерческая организация – а ныне автономное учреждение – не изъявила желания.

http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2238_type63378type63381_159050.shtml