Совет МСУ по образованию 01.02.08г, выступление Министра А.Фурсенко
Из стенограммы
заседания Совета по развитию местного самоуправления
1 февраля 2008 года
Новочеркасск
А.ФУРСЕНКО: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
Сферы образования, о которых мы сегодня говорим: дошкольное, школьное, дополнительное, – они одинаково значимы. В каждой своя специфика, но цель одна – чтобы наши дети были успешны, благополучны. Поэтому мы рассматриваем развитие этой системы как единое целое.
Всё начинается с дошкольного образования. В игре со сверстниками у дошкольника формируются необходимые качества, которые в дальнейшем позволяют успешно учиться по любой программе, усваивать любую информацию, вообще нормально учиться в школе. Сегодня дошкольное образование доступно по стране лишь для 80 процентов детей, при этом это не обязательно привычный детский сад. В регионах открываются группы при школах, учреждениях дополнительного образования, детские клубы. У нас сегодня довольно много учреждений: детский сад, школа, – и как раз в этих учреждениях вопросы оплаты труда решены, потому что там мы можем оплачивать по школьным порядкам.
Например, в Архангельской области 283 детских сада организованы в структуре общеобразовательных школ. В Москве создана сеть центров игровой поддержки развития ребёнка. В Кемеровской области отрабатывается пилотный проект по открытию социальных игровых комнат в жилых домах и общежитиях. Подобные формы работы перспективные и будут развиваться. Причём в результате семьи смогут выбирать наиболее удобную форму дошкольного образования. Но для этого муниципалитеты должны создавать в пределах доступности сеть учреждений, предлагающих услуги дошкольного образования. Это должно быть требование при строительстве: необходимо строить отдельные здания для дошкольных учреждений внутри микрорайонов, а также, может быть, располагая специальные помещёния для дошкольного образования на первых этажах многоквартирных домов, с тем чтобы учреждения дошкольного образования не отрывались от семей, от тех, кому они в первую очередь нужны.
Что же касается повышения доходов качественно работающих воспитателей, то предлагается внедрять в дошкольное образования новые организационно-экономические механизмы, которые уже оправдали себя в школах в рамках комплексных проектов. В ряде регионов такие преобразования уже начались. Могу сказать, что в Самарской, Псковской, Новгородской, Московской областях проводится эксперимент по внедрению нормативного долевого финансирования.
Говоря о неэффективных расходах – это специально Владимир Владимирович подчеркнул, что необходимо лучше расходовать деньги, которые выделяются на образование, – мы рассматриваем эти деньги как дополнительный ресурс. Это не есть способ сократить расходы на образование – это способ добиться того, чтобы каждый рубль работал максимально эффективно. И один из способов – внедрение новых организационно-правовых форм.
К примеру, за последний год в Тюмени 257 дошкольных учреждений стали автономными. Тюменская область – она вообще лидер и по переходу на новую систему оплаты труда работников образования, в том числе дошкольного.
Комплексные проекты показали: директора учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность, получив дополнительные возможности по управлению ресурсами, становятся и более ответственными за результат. То есть существенно повышается их ответственность.
Принципиально новый механизм в дошкольном образовании – материальная поддержка с федерального уровня семей, имеющих детей дошкольного возраста. В 2007 году получателем компенсации оплаты детского сада стали порядка трёх миллионов семей. И в 2008 году число получателей компенсаций, по нашим расчетам, превысит четыре миллиона. Причём очень важно, что впервые поддерживаются не учреждения, не образовательная программа, а получатель услуг: родители дошкольников, которые оплачивают услуги и поэтому вправе за эту услугу спросить с учреждения дошкольного образования.
Когда мы говорим о дошкольном образовании, то оно в первую очередь призвано обеспечить равные стартовые возможности в общем образовании, чтобы ребята, придя в первый класс, чувствовали себя одинаково комфортно, чтобы не было расслоения. Что же касается общего образования, то в национальном проекте, который был главным катализатором изменений в общем образовании, серьёзное внимание уделено созданию современных условий обучения.
Владимир Владимирович в своём вступительном слове сказал, что уже в большом количестве регионов качественно изменились условия, в которых учатся дети. Могу сказать, что ещё два-три года назад в современных условиях училось 10–15 процентов наших школьников. Сегодня ситуация изменилась: примерно 30 процентов. Мы ставим перед собой задачу, чтобы к 2010 году не менее 70 процентов школьников учились в современных условиях. В рамках комплексных проектов совместно с пилотными регионами разработан перечень индикаторов современных условий, проведён мониторинг условий обучения во всех школах. Могу сказать, что в Краснодарском крае начаты краевые целевые программы по полному переоснащению всех школьных медицинских кабинетов, кабинетов трудового обучения. Дополнительно выделена компенсация стоимости горячего питания школьников и учителей. Осуществлена замена свыше 10 тысяч окон в школьных зданиях, то есть более комфортные санитарные условия.
В то же время невысокая наполняемость параллелей в школах, особенно старшей ступени, не позволяет в полной мере использовать современные учебные ресурсы, предоставить старшеклассникам возможности для профильного обучения и профессионального самоопределения. Когда в школе по одному девятому, десятому, одиннадцатому классу, то эффективно использовать современные физические, химические кабинеты, технологическое оборудование, которое начало поступать в школы, невозможно. Поэтому желательно, чтобы в школе, в старшей школе, было параллельно 5–6 старших классов. Кроме этого, это дает возможность обеспечить соревнование между классами, что тоже заставляет их лучше учиться. За первый год комплексных проектов удалось добиться роста наполняемости старшей ступени в Калининградской, Московской, Тверской, Псковской, Астраханской областях, в Республике Саха (Якутия). И мы считаем необходимым включить этот параметр в оценку эффективности регионально-муниципального управления.
В ряде регионов (могу назвать Республику Чувашию, Санкт-Петербург) в организации профильного обучения активно участвуют учреждения дополнительного образования, в том числе в рамках социокультурных комплексов. Чтобы расширить возможности всех, кто готов дать качественное образование, мы предлагаем обеспечить необходимую законодательную поддержку, готовим соответствующие предложения по развитию нормативной базы, с тем чтобы в учреждениях, которые занимаются дополнительным образованием, одновременно можно было ввести общеобразовательные программы, и наоборот.
В сфере дополнительного образования сегодня основные приоритеты – духовно-нравственное воспитание, продвижение здорового образа жизни, техническое творчество, экологическое образование. Талантливая молодёжь, получившая поддержку в рамках национального проекта, в большинстве своём прошла через дополнительное образование именно по этим направлениям. Чтобы полнее использовать возможности дополнительного образования в части духовно-нравственного воспитания на местах органам управления образования важно максимально учитывать интересы и потребности семьи и ребёнка совместно с заинтересованными партнерами, в том числе представителями разных конфессий. Мы активно работаем сейчас с ними. Мы считаем, что в духовно-нравственном воспитании их участие может быть очень полезным.
Необходимо предложить широкий набор программ, используя различные формы: это и клубы, студии, центры духовной культуры, воскресные школы. Примеры таких форм организации есть в каждом регионе. При формировании здорового образа жизни регионы ставят перед собой задачи привлечь к занятиям физкультурой и спортом как можно больше детей и подростков. Сложилась система дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Функционирует почти три тысячи учреждений, контингент которых – более двух миллионов человек. Мы работаем над тем, чтобы полнее задействовать резервы школьных уроков физкультуры, обновить основные и обязательные программы.
У нас будет Совет по физкультуре – видимо, этот вопрос там тоже будет обсуждаться. Но хочу сказать, что образовательный стандарт, в том числе по физкультуре, сегодня пересматривается. Перед разработчиками поставлена задача, чтобы урок физкультуры в школе был не только полезен, но и интересен – может быть, даже в первую очередь интересен детям. Тогда они будут физкультурой заниматься.
Необходима более тесная интеграция учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, деятельность которых направлена на обеспечение здорового образа жизни, особенно это значимо для сельских территорий, где нет разветвлённой сети спортивных учреждений.
Могу сказать, что в Ростовской области сегодня в сельской местности, в малых городах на базе общеобразовательных школ только за последние два года открыто 136 подростковых клубов, которые обеспечены спортивным инвентарем за счет областного бюджета. Смонтировано 40 спортивных площадок при общеобразовательных школах. Это и есть интеграция дополнительного образования и общего образования.
Качество дополнительного образования детей напрямую связано с педагогической компетентностью кадров, их профессиональным, культурным уровнем, творческим потенциалом. Могу сказать, что в этой части есть хорошие новости: сегодня средний возраст специалистов, работающих в системе дополнительного образования, за последние буквально два-три года снизился на 13 лет и составляет 40 лет, причём 46 процентов специалистов – мужчины. Мы жалуемся на то, что в школе мало мужчин, вот в дополнительном образовании сегодня мужчины составляют примерно половину. Среди педагогов – инженеры, музыканты, спортсмены, режиссеры, офицеры запаса, другие специалисты.
На уровне регионов появляются программы, механизмы педагогической переподготовки. Развитие этих программ позволяет привлечь к образованию детей свежие силы, новых интересных людей из числа работников учреждений культуры, спорта, медицины, а также родителей, которые владеют этими специальностями и готовы определенное время потратить на то, чтобы их дети были лучше подготовлены.
В заключение ещё раз хочу сказать, что мы рассматриваем все элементы системы образования как единое целое, соответственно и подходы к развитию этих элементов от формирования стандартов и обновления механизмов до подготовки специалистов – общие. Достичь хороших результатов в модернизации образования невозможно без обеспечения его открытости обществу.
Национальный проект сумел очень существенно продвинуть общественный контроль и вообще участие общественности в изменении образования. Эти модели общественного участия в развитии образования могут быть разными: это и попечительские управляющие советы, это и шефское движение, но в любом случае взаимодействие образования и общества важно активно продолжать и развивать.
http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2238_type63378type63381_159050.shtml
- 4671 просмотр