Совет МСУ по образованию, 01.02.08г, вступительное слово Президента В.Путина
Из стенограммы
заседания Совета по развитию местного самоуправления
1 февраля 2008 года
Новочеркасск
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
Из стенограммы
заседания Совета по развитию местного самоуправления
1 февраля 2008 года
Новочеркасск
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на первом заседании нашего Совета разговор пойдёт о развитии на местах сферы образования. И прежде всего о повышении качества дошкольного, общего и дополнительного образования.
Поставленные здесь задачи касаются не только собственно образовательной политики, но и направлены на решение демографических проблем. И мы рассмотрим вопросы работы школ, детских садов, яслей, домов детского творчества и спортивных клубов.
С деятельностью этих учреждений связана жизнь значительного числа наших граждан. В них идёт образование и воспитание наших детей. Они являются наиболее массовыми и действительно базовыми для всей сферы образования.
В России сегодня 57,7 тысячи общеобразовательных школ. В них учатся более 14 миллионов российских детей. И преподают почти полтора миллиона учителей.
Кроме того, по дошкольным программам работает более 47 тысяч учреждений. Число воспитанников в них ежегодно увеличивается и составляет сейчас 5,4 миллиона человек.
И, наконец, в рамках системы дополнительного образования почти 11 миллионов детей постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, спортом и другими видами развивающей деятельности.
Вопросы организации работы всех этих учреждений находятся преимущественно в ведении местных органов власти. И надо признать, что здесь есть целый ряд пока ещё нерешённых проблем.
Больше должна быть зарплата воспитателей и преподавателей. Более рациональной по своей структуре должна быть сеть учреждений. Выше должно быть и качество образовательных услуг. А их номенклатура – более современной, соответствующей интересам наших граждан, потребностям рынка труда и государства в будущем. Отмечу при этом, что в последние годы мы несколько продвинулись в этих вопросах, создав ряд правовых, материальных и финансовых предпосылок.
Во-первых, в результате реализации нацпроекта «Образование» господдержку получили и учреждения, и педагоги, внедряющие современные, инновационные технологии. По данным экспертов, в результате проектных мер в целом по стране ощутимо улучшились условия обучения около шести миллионов учащихся в 15 тысячах государственных и муниципальных школ. Все российские школы компьютеризированы и подключены к сети Интернет. Увеличился парк школьных автобусов. Мы посмотрели: в Ростовской области практически у каждой школы есть свой автобус, исключая те школы, которые в автобусах не нуждаются (имеются в виду крупные города).
Во-вторых, в отрасли начались действительно системные изменения. На территории 21 субъекта Федерации уже идут «пилотные» проекты комплексной модернизации сферы образования. Они позволили улучшить материально-техническую базу учреждений и повысить зарплаты учителям. В итоге в них улучшилось качество образовательных услуг.
И, наконец, третье: существенно усилилось и само местное самоуправление. Совершенствуется правовая база работы. Создаются стимулы для развития муниципального хозяйства. Увеличилась к тому же и численность муниципальных служащих. Сегодня в местных органах власти работает более 320 тысяч человек. Это серьёзный кадровый потенциал. И муниципалитетам надо добиваться большей результативности в осуществлении своих полномочий.
Однако прежде всего местным органам власти надо повысить эффективность бюджетных расходов на цели образовательной политики. В этом реальные резервы и для развития сети образовательных учреждений, и для повышения оплаты труда работников образования.
Хотел бы сегодня подробнее обсудить эту тему. И прошу вас высказываться. Хотел бы услышать предложения по повышению качества бюджетирования. По организации системной работы на всех уровнях власти и во всех социальных отраслях. Надо активнее внедрять новые финансово-экономические механизмы, основанные на принципах нормативно-подушевого финансирования и на системе оплаты труда, устанавливающей связь между уровнем зарплат и результатами работы преподавателей. Эти механизмы уже доказали свою эффективность в школах. И следует распространять их на учреждения дошкольного и дополнительного образования.
Важно переходить и на новые организационно-правовые формы образовательных учреждений. Так, уже есть интересный опыт работы автономных учреждений в системе дошкольного образования. Теперь надо применять его и в дополнительном образовании. Работая в таком новом правовом режиме, детские клубы могут обрести большую хозяйственную и творческую самостоятельность. И смогут пользоваться не только бюджетными средствами, но и привлекать частные инвестиции.
Следует активнее развивать инфраструктуру детских образовательных учреждений. А при застройке новых жилых районов, безусловно, необходимо предусматривать строительство в них детских садов и других учреждений дошкольного и дополнительного образования.
Это, конечно, далеко не полный перечень вопросов, связанных с развитием образования. Но в решении самых приоритетных из них, считаю, Совет по развитию местного самоуправления мог бы ощутимо помочь.
В наш Совет вошли те, кто ежедневно – на уровне городских и сельских поселений, муниципальных районов, а также федеральных и региональных органов власти – занимается решением местных вопросов. И потому рассчитываю, что все вы, уважаемые коллеги, будете не только своевременно ставить проблемы, но, главное, оперативно готовить предложения по их решению.
В этой связи обращаю ваше внимание, что заместителями председателя Совета назначены Председатель Правительства России и Руководитель Администрации Президента Российской Федерации. А Председатель Правительства России возглавит президиум Совета. Надеюсь, что это также послужит практической нацеленности работы созданного Совета и позволит постоянно держать проблемы, которыми мы будем заниматься, в поле зрения высшего руководства России.
http://www.kremlin.ru/appears/2008/02/01/2238_type63378type63381_159050.shtml
- 3226 просмотров