Письмо Главе города Чернецкому А.М. февраль 2008
Чернецкому Аркадию Михайловичу
Копия:
губернатору Свердловской области
Росселю Эдуарду Эргартовичу
Члену Совета Федерации
Осинцеву Юрию Валерьевичу
от председателя
Общественного комитета
по проблемам дошкольного образования
в Екатеринбурге Столба Ю.А.
Родительская общественность города не впервые обращает Ваше внимание на острейшую проблему нехватки в Екатеринбурге детских садов. Напомним, в июне-июле 2007 года было собрано более 3 300 подписей под соответствующим обращением горожан к Президенту России. Представители Администрации и Вы лично не раз заявляли о необходимости находить решение этой проблемы, однако до сих пор принимаемые меры не могут считаться адекватными, очередь в ДДУ только увеличивается. Сегодня почти 20 тысяч детей, которые, по словам Президента России, «будут строить новую, конкурентоспособную инновационную экономику России», не получают сегодня в Екатеринбурге дошкольного образования стандартного уровня, говоря официальным языком, «являются неорганизованными».
Проблема доступности дошкольного образования была поднята Президентом России Владимиром Путиным на заседании Совета по развитию местного самоуправления 01.02.2008 г. На заседании совета были озвучены эффективные способы решения проблемы в Архангельской, Кемеровской, Тюменской области, в Москве. Екатеринбург, претендующий на звание "третьей столицы", выглядит неприглядно уже не только в глазах горожан (по данным Администрации города, каждый десятый житель города – ребенок), но и в объективных количественных показателях по сравнению с другими городами РФ. Не значит ли это, что город объективно отстает и по показателям оценки эффективности действий местной власти?
1. Количества строящихся и реконструируемых на сегодня зданий детсадов явно недостаточно для обеспечения реальных нужд города. Почему разрешения на строительство жилых комплексов выдаются без обязательства обеспечить всю необходимую инфраструктуру, в частности, детские сады и школы, исходя из реальных потребностей будущих жильцов и с учетом компенсации существующей нехватки мест в ДДУ?
По результатам заседания Президиума Правительства Свердловской области еще 30 августа 2004 года были даны рекомендации руководителям министерств и ведомств Свердловской области, главам муниципальных образований Свердловской области по улучшению положения детей дошкольного возраста. В частности, главам муниципальных образований Свердловской области рекомендовано рассмотреть необходимость и возможность возврата ранее переданных другим ведомствам и перепрофилированных зданий учреждений дошкольного образования, рассмотреть возможность предоставления свободных мест в ведомственных дошкольных образовательных учреждениях. Что сделано по этим рекомендациям? Почему до сих пор не разработан план возврата детских садов? На сегодняшний день только 25% зданий перепрофилированных детских садов остались, так или иначе, в системе образования (см. Приложение 1). Остальные заселены структурами, к образованию не имеющими никакого отношения. Сколько детских садов можно вернуть в ближайшее время, расторгнув договор аренды зданий?
2. В настоящее время в городе отсутствует общедоступный нормативный документ, касающийся правил приема ребенка в муниципальное детское дошкольное учреждение. В какой срок данный документ, подробно описывающий алгоритм приема в ДДУ и требования к ребенку, появится и будет официально опубликован? Распоряжение от 2 апреля 2007 г. N 260-р содержит в себе весьма спорные пункты, например, о первоочередном устройстве детей безработных, а также определение одиноких родителей – как потерявших одного из супругов (вдовы и вдовцы). На наш взгляд, под определение «одинокого родителя», имеющего льготы при получении путевки в ДДУ, должны попадать женщины (мужчины), самостоятельно воспитывающие ребенка в виду более широкого спектра обстоятельств, нежели смерть одного из родителей.
Кроме того, указанный документ должен определять не только порядок постановки в очередь, но и другие нормативы: в течение какого срока город предоставляет место в детском саду или компенсацию маме за невозможности устроить ребенка в детсад, как это делается в других городах РФ.
Необходимо оптимизировать и автоматизировать систему распределения путевок в детские сады. Сделать ее централизованной по всему городу. Почему ребенок, прописанный в одном районе города, но проживающий в другом, не может попасть в детсад по месту жительства?
Необходимо, чтобы общая политика распределения путевок (например, определение категорий льготников) регламентировалась не гороно, а на более высоком уровне (например, нормативными актами, принятыми гордумой).
3. Какие меры предполагается предпринять для поднятия статуса и уровня заработной платы работников ДОУ? Уровень заработной платы сотрудников дошкольных учреждений по-прежнему крайне невысок. Как следствие - нехватка персонала для работы в детских садах. Привлечение на работу в детском саду родителей, не имеющих соответствующей квалификации, ради получения путевки в садик, приводит к ощутимому снижению качества образования.
4. Какие альтернативные способы решения проблемы с нехваткой количества мест в ДОУ предпринимаются городской администрацией? Уровень детских пособий на ребенка по истечению 1,5 лет (достижения им ясельного возраста) на сегодня не позволяет неработающей маме обеспечить ребенка всем необходимым: ежемесячно 160 рублей – на ребенка, 300 рублей – на каждого члена семьи, 500 рублей – единовременная выплата на ребенка и справка на получение молочной продукции. И все это только при условии, если подушевой доход семьи ниже прожиточного минимума! Опыт решения вопроса с повышением пособий для детей, не попавших в садик по причине дефицита мест, успешно реализуется в других городах России.
Кроме того, во многих городах России реализуется система нормативно-подушевого финансировании школ, возможно ли распространить это на дошкольников? Компенсация из городского бюджета мамам детей, подавшим заявления, но не получившим путевку в ДДУ, для возможности заплатить за коммерческий или мини-садик и выйти на работу. Сегодня женщины, не получившие путевки в садик на ребенка, теряют профессиональную квалификацию и пополняют ряды социально неадаптированных на рынке труда граждан. Это негативно сказывается и на материальном благополучии молодых семей.
Если часть вопросов, которые предстоит решить, выходит за рамки компетенции местного самоуправления, почему горожане ничего не знают о работе, которую ведет Администрация Екатеринбурга с областными и федеральными органами государственной власти по решению данных проблем?
Вы как мэр города постоянно декларируете приоритетность инвестиций в человека, говорите о Екатеринбурге как о центре образования и городе, привлекательном для проживания. Однако вопрос доступности детских садов становится все более острым, и пока ситуация для родителей бесперспективна.
Основные проблемы, без решения которых ситуация не может быть налажена, и решения которых мы требуем, следующие:
1. Разработка и реализация плана по ликвидации очереди в детские сады в течение 3-4 лет за счет:
- возврата зданий ДДУ, занятых структурами, не имеющими к ним отношения, в систему дошкольного образования;
- строительства новых детских садов в кратно большем количестве, нежели сегодня;
- внедрения новых финансовых механизмов, облегчающих функционирование ДДУ и стимулирующих открытие новых;
- поиска новых организационных возможностей для открытия ДДУ, например, на первых этажах существующих зданий;
- легализации деятельности мини-садиков и создания на городском уровне соответствующей нормативно-контролирующей базы.
2. Обеспечение прозрачности очереди в ДДУ и механизма ее продвижения. Создание единой городской базы данных, находящейся в открытом доступе (интернет).
3. Поднятие социального статуса и уровня заработной платы работников ДДУ (до 12-15 тысяч рублей).
4. Компенсация из городского бюджета родителям детей, подавшим заявления, но не получившим путевку в ДДУ.
15.02.08
Председатель Общественного комитета
по проблемам дошкольного
образования в Екатеринбурге
Столба Ю.А.
- 3851 просмотр