Тексты выступлений, прозвучавших на митинге «Детям – детские сады!» (Приложение к Письму Президенту)

Финалистка премии «Национальный бестселлер», мама годовалого Василия Ирина Денежкина: «Моему ребенку нужен коллектив».
Моему ребенку нужен коллектив. Уже сейчас он не может жить без общества сверстников. От детей я его буквально отрываю. А что будет, когда он подрастёт? Неужели придётся мариновать его дома? Я очень хочу, чтобы детские садики были доступны всем, а не только родителям с большим достатком. Я не хочу подменять ребёнку коллектив нянями и бабушками. В детском саду ребенок учится не только рисовать и слушать сказки, но и жить в обществе. У одних ребят проявляются лидерские способности, другие становятся великими помощниками. Глядя на других детей, ребёнок быстрее начинает говорить, пользоваться горшком, обслуживать себя сам. Я хочу спокойно работать, зная, что мой ребенок счастлив и доволен в детском саду.
Детский сад- это маленькое государство, и не надо прятать общество сверстников от ребенка. Хотя большому государству до «маленького» дела нет. Только призывы: рожайте, рожайте! Рожайте второго и мы дадим вам 250 тысяч. Эти 250 тысяч улетают махом, если я решу повести ребенка в садик - в платный садик. Потому что в обычный, боюсь, из-за длинных очередей мы, как и большинство наших сверстников, не попадем.

Переводчик с английского, мама пятилетнего Луки и двухлетнего Тимофея Елена: «Мой опыт устройства в детский сад».
Здравствуйте!
Я расскажу о нашем детсадовском опыте. Опыт этот далеко не исключительный: я знакома со многими людьми (в основном, по сети интернет), которые оказались в похожей ситуации.
Мы с ребенком дважды пытались начать ходить в садик, но в конце концов так и остались что называется «неорганизованными», на домашнем воспитании. Плюс нам помогает детская школа развития.
В первый раз мы попали в садик так.
Я закончила ВУЗ, сыну исполнилось 2,5 года, и у меня появилась возможность поступить в детский сад воспитателем, прихватив с собой ребенка (другой возможности определить сына в садик не предвиделось). Но в группе мы с ним пробыли только полдня. Воспитатели и няни в этом саду работали ежедневно, с утра до вечера – то есть, сад был недоукомплектован. Можно понять и их усталость, и недовольство маленькой зарплатой – но атмосфера в группах была такой арестантской: детей могли грубо ругать и запугивать, одергивать и обзывать, дети уже воспринимали все это как должное. Нянечка, с которой мне предстояло работать (ей было больше шестидесяти и она тоже работала ежедневно с утра до вечера), кричала на малышей громче паровоза и активно убеждала меня в том, что это лучше всего, это на них как раз действует обнадеживающе, а иначе с ними не сладить. В общем, от этого дня у меня осталось ощущение сумасшедшей злой гонки, я поняла, что все это и близко не похоже на мои представления хоть о какой-то норме и что я вряд ли сумею пробить эту стену своим лбом - и отказалась от места.
Мы продолжали воспитываться и заниматься дома, посещали бассейн, семейный клуб, потом у нас родился младший ребенок, а чуть позже появился шанс договориться с заведующей другого детского сада и определить в него старшего.
На этот раз мы уже были подкованы в вопросе и присмотрелись к садику заранее: он производил гораздо лучшее впечателние, чем наш первый сад (хотя воспитатели тоже работали ежедневно, с утра до вечера, а в старших группах не было нянечек). Сыну исполнилось уже четыре, и он начал посещать группу. Но на этот раз тоже не заладилось, хотя мы продержались целых два месяца.  Если оставить в стороне обычные адаптивные вопросы, меня насторожило одно: ребенок говорил, что с ним там грубо обращаются. Кто, дети? – Нет, воспитательница, она злая-сердитая, она меня дергает и в туалет не пускает. Хм. Я стала, гуляя с младшим, подглядывать сквозь ограду за их прогулками, приходить в группу раньше намеченного срока и тоже подглядывать в щелку за детсадовской жизнью. И что мне открылось. На детей никто не орал и не обзывался, как в первом саду, но запросто могли надавить, повысить голос, одернуть, усадить рыком всех на стульчики, чтобы не мешали. С туалетом было вот что: детей (для удобства воспитателя) приучали к тому, что во время сончаса из спального зала выходить нельзя. Приспичило – писай в штаны или терпи (так и говорят детям!) И некоторые писали – сама свидетель (пришла однажды сразу после сна за сыном).
Мне многие говорили, что это – норма отношения к детям в наших садиках, что и мой ребенок свыкнется, как и другие детки, и все у него будет хорошо. Зато коллектив. (Воспитатель так и говорила мне: «У нас принято ходить в туалет всем коллективом, а ваш сын…») Зато режим. Но я помню позднесоветские садики (ходила сама и водила туда младшую сестру) – в них атмосфера была, все же, корректней и приятнее – за счет профессионального состава, за счет посменной работы. То, что происходит в садиках теперь – это, по-моему, просто дичь, это граничит с геноцидом. Сын активно не хотел продолжать посещать группу (да и, в конце концов, трижды отболел за эти два месяца) – мы забрали его из сада. Как-то не очень хотелось, чтобы он привыкал к такому строгому режиму.
Но нам хорошо говорить: забрали из сада – в конце концов, я сидела дома с младшим, а не ходила на работу. Почти сразу после этого мы нашли школу развития, в которую ходим до сих пор. Эту школу дети посещают трижды-четырежды в неделю, оставаясь с педагогами на три-четыре занятия, играя на переменах друг с другом, обедая в столовой. С ними разумно и вежливо обращаются, сыну нравится его школа и учителя, он охотно ходит в нее, болеет редко. Мы, родители, тоже очень довольны. НО. Есть два ощутимых минуса. Это вопрос денег: ведь такие занятия стоят не так уж мало, а мама в то же время все равно не имеет возможности полноценно зарабатывать и соприкасаться с внешним миром, а не только с ребенком и домом. И это вопрос детского общения: все же, школьного и дворового общения, как я вижу по своему сыну, ему не хватает, очень хотелось бы, чтобы у детей была возможность играть подольше в постоянном коллективе, чтобы у них появилась своя, отдельная от мамы и дома личная жизнь. Нам бы хватило и половины садиковского дня.
Говорят, что хороших садиков много, и я хочу в это верить. Я, кажется, даже видела один такой садик. Но как в него попасть? Скоро мой младший ребенок войдет в садиковский возраст, а я очень-очень хотела бы пойти работать. Мини-сад или няню я не считаю хорошим вариантом. А пытаться во что бы то ни стало попасть в любой муниципальный сад – тоже страшно; мне в страховитый садик и путевки-то не надо, для меня лично вопрос качества садиков куда важнее вопроса их количества. Вероятно, в нынешних условиях нам придется воспользоваться отработанной схемой «домашнее воспитание + школа развития», хотя это совершенно небюджетная схема и она сильно бьет по нашему финансовому благосостоянию (и по моему профессиональному статусу, хотя этим я готова временно пожертвовать). Из сетевых источников я знаю, что по мнению некоторых сенаторов верхней палаты Парламента, домохозяйка, которая воспитывает детей, растит будущих граждан России, за свой труд обязана получать зарплату, ей должен идти стаж и начисляться пенсия, и эта норма должна быть прописана в законе. Я знаю, что профсоюз домохозяек занимается стимуляцией этого вопроса. Меня бы такое положение дел очень порадовало и поддержало. Ведь бывают же «несадиковские» дети, которым лучше быть дома и ходить на занятия.
В общем, мои выводы таковы:
- Необходимо улучшать качество воспитания и образования в детских садах за счет усиления их финансирования и контроля;
- Необходимо увеличивать количество детских садов;
- Имеет большой позитивных смысл квалифицировать домашнее воспитание детей как реальный и реально оплачиваемый труд.

Мама двухлетней Нади Анна Романова: «Зарплата воспитателей».

В своем выступлении (письме), я хочу на первый план вынести вопрос оплаты  труда работников детских садиков, в первую очередь воспитателей, нянечек. И если в городе сложилась катастрофическая ситуация с местами в муниципальных  д/с , то существующий сегодня уровень оплаты труда значительно усугубляет эту ситуацию, и приводит к еще более катастрофическим последствиям в качестве воспитания и образования наших детей.
В настоящее время зарплата воспитателей муниципальных детских садов составляет 3,5-4 т.р…, это на грани официально признаваемого порога нищеты. Если же говорить о реальных вещах, то даже нищенски существовать на такие деньги особенно имея семью и детей, конечно же, невозможно, а сама оплата в таком размере за полный рабочий день иначе как издевательством выглядеть не может.  Реально определяемая рынком на сегодняшний день зарплата таких специалистов (частные няни, гувернантки) составляет в среднем 15 тысяч рублей в месяц.
Естественно ни один нормальный человек, не говоря уж о специалистах, добровольно на такие условия труда и оплаты не согласиться. Это приводит во первых к тому, что даже в имеющихся муниципальных детских садах, не задействованы все имеющиеся площади и возможности для приема детей. Конкретно в д/с во дворе моего дома за последние два года как минимум одна группа (т.е. порядка 20 новых мест для детей) не работает по причине отсутствия кадров, что подтверждают и работники районо и так во многих д/с.
Если здесь поднимается вопрос о возвращении в муниципальный фонд всех бывших зданий д/с и строительстве новых, а это действительно жизненно необходимо для города, то кто в этих садах будет работать? Вопрос почти риторический!
В  сложившейся ситуации, проблему отсутствия воспитателей-специалистов решают за счет рабского труда мамочек. Рабского, потому, что это труд по принуждению, и он априори не может быть качественным, тем более, если мы надеемся, что этот труд по воспитанию будет творческим и включающим в себя хоть частичку души воспитателя. К тому же труд воспитателя это не труд грузчика или дворника, он требует не только простых навыков ухода за ребенком, которые получает со временем любая мама, но и глубоких знаний, умений, специального образования, т.е. это квалифицированный труд, на что, к сожалению, в сегодняшней ситуации,  закрывают глаза  и администрация, и счастливчики родители все таки получившие места в ДОУ.  Опять же говорю не голословно, а исходя из собственных разговоров с мамочками-воспитателями, в близлежащих садиках, и собственных разговоров в районо, где место в муниципальном ДОУ мне предлагали только в обмен на мое трудоустройство в это ДОУ.
Мне как матери, не все равно в каких условиях проводит большую часть времени мой ребенок, и я надеюсь, что на государственном уровне тоже есть заинтересованность в качественном дошкольном образовании детей, как основе качества дальнейшего образования, тем более, что возраст от 3 до 6 лет является наиболее важным в становлении личности. Я понимаю, что это не тот вопрос, о котором в данный момент болит голова у чиновников, но, тем не менее, без решения кадрового вопроса, в сфере дошкольного образования, проблему обеспеченности местами в ДОУ не решить.
В связи со всем вышесказанным, конкретные предложения:
Обращаюсь к Вам, господин Чернецкий Аркадий Михайлович, к специалистам в вашей администрации, рассмотреть возможность доплат воспитателям ДОУ за счет городского бюджета, притом не  5-10 процентов от существующей зарплаты,  а до реальных  сумм в 8 -10 тысяч рублей. И возможно не всем занимающим должность воспитателя, а имеющим соответствующее образование, квалификацию, подтвердившим ее, например, по аналогии с присвоением категорий для школьных учителей. Это должно помочь привлечь воспитателей обратно в д/с, создать какой-то костяк хороших педагогов, который повысит общий уровень воспитания в д/с, сделать работу в д/с привлекательной для выпускников соответствующих учебных заведений. Без этого вопрос об обеспечении детей садиками не решить.
Выскажу здесь личную, крамольную мысль, к сожалению, не поддержанную в личных разговорах другими мамами, что на эти цели можно было бы тратить те деньги, которые в этом году идут на частичную компенсацию за оплату родителями муниципальных ДОУ.
Обращаюсь к Вам господин Путин Владимир Владимирович, как к Президенту, выдвинувшему в приоритетные направления развития нашей страны увеличение рождаемости и повышения уровня образования,  с предложением рассмотреть возможность изменения местоположения воспитателя ДОУ в ЕТС, и поднять их заработную плату до соответствующей сегодняшним реалиям рынка труда.

PR-специалист, мама двухлетней Лизы Юлия Столба «Я хотела бы работать по специальности».
В нашей семье родился ребенок. Желанный и любимый. Конечно, первые два года жизни моей дочери все было посвящено исключительно ей. И это естественно. Но наступает время, когда ребенок становится вполне самостоятельным. И для его развития только членов его семьи уже недостаточно. Ребенку нужен коллектив сверстников. Да и для мамы неплохо было бы вернуться к активной профессиональной жизни.
Есть женщины, которые посвящают себя исключительно семье, воспитанию детей, и это огромный труд, достойный уважения. Но лично мне, как и многим другим женщинам, для самореализации необходима еще и работа. Но в этом наши с государством мнения почему-то расходятся.
Вполне естественное мое желание устроить ребенка в детский сад неожиданно предстает такой огромной проблемой! На сегодняшний день по очереди в садик мы 2686-е. И в ближайшие два года путевка нам не светит. Правда есть один вариант: пойти работать в детский сад нянечкой или воспитателем. Или дворником. И тогда моего ребенка возьмут без очереди.
И тут у меня возникает несколько вопросов.
Первый: Почему государство действует сомнительными методами шантажа и решает проблемы с нехваткой персонала в детских садах за счет меня и мне подобных вместо того, чтобы искать конструктивные пути выхода из сложившейся ситуации? Например, повышение зарплаты тем же воспитателям и нянечкам. Предполагаю, что ресурсы и опыт в этом направлении имеются – больше года назад повысилась зарплата врачей, и это вызвало серьезный приток молодых специалистов в профессию.
Второй: За что государство меня так не ценит? Государство дало мне бесплатное среднее и высшее образование, значит, потратило на меня уйму денег. И теперь, когда я хочу приносить ему пользу, оно отказывается от моих услуг, считая меня способной только на работу нянечки или дворника? Мне это не понятно.
Третий: Почему государство считает, что работать с детьми могут все? Что каждая женщина, воспитывающая одного ребенка, сможет воспитать 20? Я вот не смогу ухаживать за 20-ю малышами. Я четко отдаю себе в этом отчет и поэтому не  стала педагогом, а получила другую профессию.
Четвертый: Государство объявило всеобщую мобилизацию среди женщин детородного возраста, призвало повысить рождаемость и исправить демографическую ситуацию в России, даже назначило своеобразную награду за второго ребенка – материнский капитал. А дальше? Если нет доступного дошкольного образования, женщины получаются выключенными из профессиональной и общественной жизни до того времени, пока ребенок не отправится в школу. Дискриминация какая-то.
И последний: Кто мне гарантирует, что когда я захочу отдать своего ребенка в школу, не возникнет точно такая же ситуация, какая сложилась сегодня с детскими садами?

Архитектор, мама четырехлетней Алисы и двухлетнего Адама Златослава Утгоф: «Зачем нужен детский сад?»

Перед тем, как придти сюда на митинг, я задала себе несколько вопросов
Вопрос первый: Зачем нужен детский сад?
Это смотря для кого!
Маме ребенка детский сад нужен, чтобы она могла иметь свободное от ребенка время. И использовать его по своему усмотрению. Чаще всего мама выходит на работу, ведь детское пособие такое маленькое, что его в семейном бюджете вообще в расчет не берут!
Папе ребенка во многих семьях тоже не мешает, что мама выходит на работу. Ведь тогда груз финансового обеспечения семьи перестает лежать только на нем, да и коллектив, другие, кроме домашних заботы положительно сказываются на психологическом здоровье молодой женщины.
Бабушкам и дедушкам малыша, как и молодой маме, тоже хочется самореализовываться, чувствовать себя личностью, а не сиделкой при семье детей. Многим бабушкам дошкольников нет еще и 50-ти лет - работодатель ценит такого работника-профессионала, ведь в городе дефицит кадров.
А для чего ребенку детский сад?  Чтобы общаться с ровесниками, чтобы учиться новому, само пребывание в коллективе имеет большие плюсы. Чтобы стать не просто личностью - а личностью, умеющей жить в обществе, - социальной личностью!
Спросите любого школьного педагога - детям, не ходившим в садик - несадичным детям гораздо труднее влиться в школьный коллектив, они тяжелее переживают трудности, зачастую эти трудности становятся для несадичного ребенка серьезными проблемами. Иногда такие дети так и остаются одинокими, замкнутыми, не умеющими жить в обществе. Это очень серьезно. Это как диагноз. И никакая другая организация, так как детский сад, не привьет от болезни несоциальности. Только выросший в обществе, знающий его законы человек сможет построить карьеру, стать успешным.
Вот зачем детский сад.
Вопрос второй: Зачем митинг и обращение к президенту?
Письмо может дойти до аппарата президента, а может и нет. Мы с вами все равно этого не узнаем. Прочитает ли его глава города, области? Мы не сможем приписать на конверте, мол если Вы, Владимир Владимирович прочитаете, то подайте нам условный знак - сделайте зайчика пальцами . У нас не только самая большая территория у страны, у нас еще самое большое расстояние между народом и его властью. Услышит ли нас тот, кто может изменить что-то для наших детей. Услышит ли он нас так, как нужно услышать - сердцем??? Наш митинг - это маленький мятеж, это эмоции. Мы взываем к Вашим чувствам, к Вашему сердцу! Только сердцем можно понять маму, которой говорят на любимой работе, что или сейчас выходишь из декрета, или потеряешь свое место, а в детский садик не попасть, а в мини- садике в соседнем доме ужасные условия, и ребенка можно только отправить жить к бабушке, в другой город. Что в сердце у мамы???
Нужно понять, что это не моя проблема. Не проблема нескольких десятков мам, которые сидят дома и делать им вроде нечего. Это проблема всего нашего общества. Количество неоновой рекламы на улицах не сделает наш город европейским. Только внимание к детям прежде всего (и к людям вообще, мамы кстати тоже люди) к образованию детскому (и школьному и высшему тоже) сделает нас цивилизованными. Труд педагога ПРЕСТИЖЕН в развитых странах! А нас призывают рожать детей и так ничтожно мало делают для их жизни и развития. Государство, зачем тебе дети? Не на пушечное мясо? Мы не собираемся воевать через 15 лет? Нет? Государство, это ведь люди родились и сидят в колясках! Они должны развивать тебе промышленность и стабилизировать экономику, завоевывать медали на олимпиадах и платить пенсии нынешним чиновникам! Вспомни про детей, государство!!!
Вопрос третий: Что можно сделать?
Примерно 11 тысяч неорганизованных детей! Это минимум 80 садиков. Построить столько садов удастся, если хорошими темпами, лет за 10. Их нужно строить мы просим и требуем!, но и сами можем делать свое счастье! Что мы как мамы, находящиеся в декрете можем сделать? - организовать свой садик!!! Найти помещение, найти педагогов, набрать детей - не проблема! А вот с тем, чтобы он соответствовал всему чему нужно - помогите, власти! НАши дети растут сейчас! а садики завтра не появятся! и давайте смотреть правде в глаза - такие организации как мини-садики, коммерческие садики существуют! Давайте сделаем более приемлемым то, что имеёем!
такие организации в большинстве случаев самовольны, то есть по питанию, развивающим программам и санитарно-гигиеническим условиям могут не соответствовать требованиям для детских учреждений.
Необходимо принять программу поддержки мини-садов: облегчить им требования сан.-минимума, упростить лицензирование педагогической деятельности, выпустить для них методическую литературу, с требованием к оснащению, меню питания. Принимать такие садики в систему образования! Поддержать их возможно и финансово, но это не главное! Главное - не мешать тому, что родилось стихийно, но имеет право на жизнь, только чуть помочь, и мамам с детьми станет легче!

Дедушка, Булатов Анатолий Терентьевич. Президент – верни детские сады!

Ребенку 3 года, в садик устроить не можем. От инспекторов мамаши выходят со слезами на глазах. Вы опоздали. Группы сформированы. Поздно в полгода встали на очередь.
Написал письмо к начальнику районного отдела образования.
Спрашиваю, по конституции Статья 43, каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования.  Что вы сделали за два года, как наше заявление лежит у вас? В какой план оно включено? Почему моему ребенку нет места?  Кто виноват?
Пошли на прием к этому начальнику. Выяснили, в микрорайоне было 5 детсадов, прием ведется в ОДИН. Очередь по нашему году 95 человек, в прошлом году, для двухлеток дали 30 мест, в этом добрали  СЕМЬ  трех леток.
Мы 62. Нам не светит. 
Через месяц получил ответ из администрации Октябрьского района. И в нем черным по белому сказано, что в соответствии с ФЗ 122 пункт 3 статьи 18 Закона РФ «Об образовании», где «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения» утратил силу с 01.01.2005.
И теперь первыми педагогами являются РОДИТЕЛИ. ОНИ обязаны заложить основы. И только В ПОМОЩЬ СЕМЬЕ действует сеть дошкольных образовательных учреждений!
Все приехали. Оказывается еще 2,5 года назад президент Путин отказался от поддержки детсадов на федеральном уровне. Что же он тогда призывает рожать?
Совет микрорайона Синие камни писал господину Чернецкому А.М. , где обрисовал катастрофическое положение с детсадами в микрорайона и просил ПРОИНФОРМИРОВАТЬ, что делается для исправления ситуации. И получил от господина Чернецкого отписку. Все ОК полтора садика работают на полную мощь. Детсад занятый милицией включен в Реестр для перепрофилирования, но когда неизвестно.
Выходит, что государство поставило крест на детских садах.
При высоких ценах на нефть и газ, при профиците бюджета, государство отправляет деньги в СтабФонд за границу, не понимая, что стабилизационный фонд России это ДЕТИ, а не доллары в Американском банке.
Поэтому мы считаем, что федеральный закон 122 противоречит конституции!  Путин – соблюдай конституцию! Президент – верни детские сады!

Прикрепленные файлыРазмер
pril5-vist.doc70 кб