Письмо в Женский парламент Свердловской области

Заместителю председателя
Законодательного Собрания Свердловской области,
председателю Женского парламента
Свердловской области
Бабушкиной Л.В.
от председателя Общественного комитета
по проблемам дошкольного образования
Столба Ю.А.

Информационное письмо.

Уважаемая Людмила Валентиновна!

В Екатеринбурге и Свердловской области сложилась катастрофическое положение с местами в детские сады.
В 2006 году в Свердловской области действовало 1456 дошкольных образовательных учреждений. Число детей в них – 162115. Охват детей дошкольным образованием составил 66,5 процента (по Российской Федерации - 58,1 процента). Учреждения укомплектованы педагогическими кадрами. Количество педагогических работников – 22555 человек. Остается нерешенной проблема обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях всех детей дошкольного возраста, особенно в городах. На учете для получения места в дошкольном образовательном учреждении находятся 44422 ребенка (источник - http://www.minobraz.ru/?111). Согласно официальным данным, более 11 600 детей ожидает своей очереди на получение путевки в детский сад только в Екатеринбурге. Неофициальная цифра приближается к 18 000 детей. Получение конкретной статистики представляется затруднительным, поскольку районные управления образования цифр не предоставляют. Примерно четверть родителей вовсе не становятся в очередь, поскольку не верят в то, что государство сможете реализовать право их детей на доступное образование (Конституция РФ, ст. 43).
Общественность Екатеринбурга решила обратить внимание властей местного и федерального уровня на проблему дошкольного образования. С этой целью был создан наш Общественный комитет, в который вошли родители юных екатеринбуржцев, неравнодушные к проблеме детских садов в нашем городе.
Мы подготовили обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину о проблеме дошкольного образования в Екатеринбурге (Приложение 1), собрали более 3 200 подписей под ним. В День защиты детей с целью обратить внимание общественности и власти на существующее положение вещей мы провели митинг «Детям – детские сады!».
Основных причин кризиса две: нехватка зданий детских садов и кадровый дефицит в ДОУ.
Отсутствие должного количества зданий детских садов сложилось вследствие неблагополучной экономической ситуации в 90-х годах прошлого века. Финансовый кризис, в котором оказались предприятия-владельцы ведомственных детсадов и низкая рождаемость привели к тому, что большая часть ДОУ были перепрофилированы. Однако ситуация за 15 лет кардинально изменилась, а большинство перепрофилированных зданий осталось у новых владельцев. Сегодня финансовый кризис пятнадцатилетней давности не может служить достаточным основанием для бездействия структур, отвечающих за дошкольное образование. В Ленинском районе Екатеринбурга, например, родители не испытывают таких трудностей, как на Уралмаше. Большая часть детсадов здесь сохранилась благодаря стараниям и дальновидности бывшего главы Ленинского района Константина Евгеньевича Архипова.
Силами родителей, при помощи Интернет-ресурса www.u-mama.ru, составлен список перепрофилированных детских садов Екатеринбурга (Приложение 2). Список неполный, но даже эти данные шокируют: только 25% зданий осталось в системе образования. В них размещены начальные классы школ, учреждения дополнительного образования для детей. Зачастую наряду с этими владельцами, на территориях детсадов размещены коммерческие и досуговые структуры. Есть микрорайоны, где на одной улице закрыты пять детских садов! В микрорайоне Синие камни из пяти зданий детских садов перепрофилированы четыре. Некоторые здания попросту разрушены.
Родители в частном порядке и представители общественности неоднократно писали письма в районный отдел образования и мэру города об этой проблеме.
Принимаемые до сих пор городской администрацией меры (возврат некоторых зданий детским садам, строительство новых в количестве 2-3 в год и т.д.) не являются кардинальными и не способны решить проблему – число мест в садиках, по данным из открытых источников, ежегодно увеличивается не более чем на 2%, тогда как количество детей выросло за последний год на 14%. Необходима программа массового возврата детсадов в систему образования. Подобный опыт существует: в Москве здания детских садов возвращаются именно в массовом порядке уже в течение двух лет.
Вопрос возврата детских садов в систему образования чрезвычайно актуален, поскольку здания детсадов глубоко специфические. Они расположены внутри жилых микрорайонов, имеют большую территорию для ежедневных прогулок детей, каждая группа должна иметь свой вход на случай карантина. Должна быть определенная планировка. При проектировании микрорайонов архитекторы, в соответствии с градостроительными нормами разместили их именно в этих местах. В черте города, при нашей плотной застройке, других подобных мест очень мало.
О строительстве новых зданий: из письма Председателя городской Думы Екатеринбурга Е.Н. Порунова (Приложение 3) следует, что в 2007 году в Екатеринбурге будут построены два садика (по одному в Чкаловском и Кировском районах). Среди них не упоминается уже построенный АСЦ «Правобережный» детский сад по адресу ул. Татищева, 100. Этот детский сад мог бы частично решить проблему микрорайона Крауля – одного из самых сложных в этом отношении в городе.
Из разговора с начальником Управления образования Екатеринбурга Умниковой Е.Л. следует, что городом составлена программа возврата перепрофилированных детсадов в систему образования и строительства новых зданий детских садиков. Парадоксально, но эта программа общественности недоступна. Обращение в частном порядке о предоставлении текста документа результата не дало.
Согласно Закону Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 16 июля 1998 г. № 26-ОЗ (с изменениями от 23 июня, 27 декабря 2004 г., 14 июня 2005 г., от 7 марта 2006 г. № 9-ОЗ) муниципальный орган управления образованием: «осуществляет сбор, систематизацию и анализ информации о состоянии системы образования в городе и направляет высшим органам государственной власти Свердловской области предложения о создании /…/ государственных образовательных организаций». Другими словами, городское управление образования обязано информировать областные власти о ситуации с образовательными учреждениями (в том числе, с дошкольными), предлагая, применительно к данной проблеме, увеличить количество детских садов до необходимого уровня. О надлежащем выполнении этих пунктов закона у нас информации, к сожалению, нет.
Проблему с недостатком детских садов могли бы решить частные предприниматели. Однако сегодня условия вхождения коммерческих детских садов в систему образования делают этот бизнес нерентабельным и ставят его на грань легальности.
Следующая проблема – низкая зарплата работников дошкольных образовательных учреждений. В Екатеринбурге воспитатель в муниципальном детском саду получает около 3500 - 4000 рублей, зарплата нянечки – в два раза меньше. Привлечение на работу в детском саду родителей, не имеющих соответствующей квалификации, ради получения путевки в садик, приводит к недопустимому снижению качества образования. Мы знаем, что с 1 сентября 2007 года вступает в силу Федеральный Закон об изменении тарифной ставки первого разряда, согласно которому базовая ставка работников бюджетных организаций увеличится до 2300 рублей. Однако этого недостаточно! Существует возможность не только реализовать обязательную федеральную надбавку, но и инициировать дополнительное повышение ставки на уровне субъекта федерации и муниципалитета. И мы настаиваем, что эта возможность должна быть использована.

В дальнейшем мы намерены продолжать аккумулировать и публиковать сведения о положении в системе дошкольного образования Екатеринбурга и Свердловской области и призываем Женский парламент Свердловской области к активному участию в совместном решении этой проблемы. В связи с этим, обозначаем основные аспекты, важные для нашей дальнейшей деятельности.
1. Опубликовать программу возврата перепрофилированных зданий детских садов в систему образования, строительства новых зданий в Екатеринбурге.
2. Опубликовать достоверные сведения о количестве детей, стоящих в очереди на получение путевки в детский сад (по районам Екатеринбурга); количестве мест, предоставленных очередникам в текущем году.
3. Опубликовать сведения об исполнении Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» в части предоставления рекомендаций со стороны Управления образования Екатеринбурга по увеличению количества детских садов и в части реакции на эти рекомендации со стороны областных властей.
4. Упростить процесс вхождения коммерческих садов в систему образования, разработать программу поддержки предпринимателей, готовых решить проблему недостатка детских садов в Екатеринбурге.
5. Разработать программу массового возврата перепрофилированных детских садов в систему образования Екатеринбурга и других муниципальных образований Свердловской области.
6. Учесть все предпосылки и причины сложившегося кризиса, не допустить повторения подобной ситуации через несколько лет, но уже со средним образованием, когда нынешние «очередники» станут школьниками.

Председатель Общественного комитета
по проблемам дошкольного образования Столба Ю.А.

Ответ не поступил